В прошлой статье мы обсудили, что же должно стать предметом воспитания, а именно куда должно быть направлено внимание педагога или воспитателя в процессе формирования личности. Мы выяснили, что фокус должен быть на развитии мышления, внимания и воли. В случае пренебрежения этими закономерностями мы можем наблюдать те самые педагогические ошибки, о которых так много говорят. Невоспитанный ребенок это не только тот, кто не умеет соблюдать правила этикета или уголовный кодекс, прежде всего это несчастливый человек, которому трудно жить в обществе с другими людьми и даже с самим собой. В последние годы для характеристики состояния ребенка все чаще стали звучать такие понятия, как СДВГ, синдром Аспера, расстройство аутического спектра.
С чем связан такой всплеск подобных расстройств поведения? Констатация подобных состояний у ребенка определяет его как нездорового и предполагает послабления в обучении, воспитании. Сегодня предлагаем рассмотреть эти расстройства поведения с точки зрения саногенного мышления.
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Детям с СДВГ трудно учиться (по причине невозможности удерживать внимание на объекте достаточное время и гиперактивности — отсутствия терпения и непреодолимой потребности в движении), трудно дружить ( не каждый потенциальный друг может долго переносить перепады настроения и частую смену деятельности), возникает внутренний конфликт (“со мной что-то не так”). Этот синдром в большей степени характерен именно для детей, у взрослых встречается гораздо реже. Если смотреть на это явление как на поведение, то мы с уверенностью можем утверждать, что оно, как и всякое поведение подчинено закону научения и формируется по известным принципам: повторения при наличии подкрепления.
Итак, если ребенку трудно удержать внимание, в ходе воспитания у него не была развита эта способность. А проявление нетерпения — причина невыработанной силы воли.
Дело в том, что организм проявляет приспособленческий эффект в ответ на сложившуюся ситуацию. Другими словами научается вести себя подобным образом, и наша практика это подтверждает. С чем это связано? Мы утверждаем, что эта волна расстройств связана с изменением взгляда родителей на проблему воспитания детей. А вместе с взглядом изменились и подходы, способы и цели.
Целью воспитания сейчас выступают создание комфортных условий существования ребенка, утоление всех его потребностей и предотвращение сложностей и конфликтов. Родители создают бесконфликтную среду (это ни что иное как имитация), ругать ребенка, тем более вне дома считается уже дурным тоном (будто он всегда достоин похвалы), потакают и угождают, и ребенок всегда незамедлительно получает желаемое (будто в реальном мире так всегда). Таким образом развиваются нетерпение, невозможность ждать результата, неспособность оценить ситуацию адекватно. И тогда требовательность педагога оценивается как несправедливость, несогласие друга и его собственное отличное суждение оценивается как протест или обидные действия назло, необходимость соблюдать общественные правила как глупость и излишние ограничения. А вместе с тем у ребенка формируется поведение, необходимое для обеспечения вышеописанного: требования, слезы, возбудимость, двигательная активность, истерики, уход из ситуации (нежелание разговаривать, убегание из комнаты, игнорирование, перевод внимания на другой объект или тему разговора). Несколько повторений при условии полученного результата, и поведение навсегда закрепляется в опыте организма. Таким образом формируется безволие. Нет тех необходимых усилий для использования внимания. В этих условиях управлять поведением невозможно, как извне, так и изнутри, потому что предмет влияния не заметен. Ребенок не может приступить к обучению и посидеть спокойно 40 минут, если есть непреодолимое желание играть, бегать или просто думать о своем, оно не даст пережить ограничения и ребенка настигают страдания (раздражение, обида, жалость к себе, растерянность и бессилие).
Внимание — психический процесс, выполняющий функции отбора части информации, поступающей на органы чувств или актуально представленной в психике, и сосредоточения на этой информации. Одновременно человек способен удерживать в фокусе внимания не более 10 объектов. Задача не вобрать как можно больше объектов в фокус внимания, а научиться удерживать внимание хотя бы на одном объекте и по необходимости переключать. Внимание не обеспечивается мышлением, если родители не дают ребенку возможности обдумать, что происходит, задать себе вопросы: «Что это?», «Кто передо мной?», «Зачем?», «Как?», «Какой?».
Родители нередко спешат навязать свои суждения и определения, а у ребенка отпадает необходимость пользоваться навыком внимания. Есть множество эффективных методик развития внимания, важно учитывать один принцип — ненасилие. Отсутствие готовности со стороны ребенка приведет ни к чему иному кроме как к отвращению. Развитие функции внимания может быть очень увлекательным и несложным, требуются только повторения: можно играть в слова (внимание на буквах и на конкретной форме слов), посчитать красные машины (на цвете и на предмете), выбрать фигуру из фона, найти тайник, собрать пирамиду или головоломку, пазлы и многое другое. Надо развивать в ребенке самостоятельность. И перестать опекать. Важный критерий — ребенок должен порадоваться своим успеха: похвалите, поддержите, укажите на прогресс. Вчера не получалось, а сегодня смог!
Ошибка воспитания дорого обходится ребенку в будущем. Надо помнить, что не ребенок ведет родителя по пути жизни, а взрослый должен взять на себя эту заботу показывать путь неопытному, слабому существу. Воля и внимание сами не формируются, это научаемое поведение. Взрослый не должен вставать с ребенком на одну ступень и вместе изучать этот мир, дружить и учиться у ребенка жизни. Это принципиальная ошибка. Родитель — гарант спокойствия и безопасности развития ребенка, а это возможно только при наличии силы, власти и мудрости. Стоит помнить самим родителям, кто они и зачем здесь. И тогда уже внимание самих взрослых поможет осмыслить происходящее и предпринять действия. Психическая стабильность и выносливость напрямую зависит от условий безопасности, способности терпеть трудности, управлять своим вниманием и проявлять волю к действиям. Создайте условия, в которых будут безопасные трудности, преодолевая их ребенок вынужден будет делать выбор и объяснять его: простить или наказать, подождать или уйти… Столкнуться с результатом и оценить его как полезный или нет. Только собственный опыт формирует поведение. Чему учимся, то и демонстрируем.
Очень часто СДВГ становится способом ухода от ответственности за собственные действия или их отсутствие. Легче признать себя особенным, нежели вносить в себя изменения. Мы нередко видим подобный способ психической защиты — уход из ситуации. Родители или сами подростки жаждут получить заветную справку с подтверждением. Однако она ничего не изменит, потому что обозначение диагноза это не работа с ним.
Стоит помнить, что любые формы расстройства поведения — наученная форма адаптации организма. Так проявляют себя расстройства аутического спектра, в результате взаимодействия с реальностью внутренние процессы в ЦНС протекают особым способом, требующим смещения биологических констант, нарушение проводимости, связей и т.д. Пример: мальчик-маугли, которого до 5 лет воспитывала собака, несмотря на наличие родителей. Ему предстояло всю жизнь прожить в психиатрической больнице. Но случилось чудо и его взяли в семью, сейчас мальчику уже 19 лет, он закончил школу, колледж, работает по хозяйству на ферме и может себя обслуживать. У него наблюдается расстройство поведения псевдо-аутического спектра (приобретенный в период от 0-5 лет), который удалось скорректировать и адаптировать ребенка к жизни. Опекуны не имеют специального образования, однако они ставили перед собой здравые цели, создавали условия, при которых формировались и закреплялись необходимые навыки (прием пищи, гигиена, самообслуживание, общение, выполнение других действий, учеба) Эта история дарит надежду. Родители должны четко осознавать, что и как способствует формированию вашего ребенка.
Не спешите приписывать замкнутому ребенку аутизм, а капризному СДВГ. Мыслите саногенно, задавайте вопросы и ищите ответы. Только в этом случае вы сможете вырастить счастливого ребенка, даже если он не похож на других.